Однофазный асинхронный двигатель: схема подключения с пусковой обмоткой и конденсаторным запуском — чем отличаются и как их реализовать на практике

Изготовление самодельных станков и механизмов требует наличия источника крутящего момента, способного развивать высокую механическую мощность на валу привода при питании от сети 220 вольт.

Для этих целей подходит электродвигатель от бетономешалки, стиральной машины, другого оборудования или просто приобретенный в продаже.

В статье я рассказываю все про однофазный асинхронный двигатель, схема подключения которого зависит от внутренней конструкции и может быть выполнена с пусковой обмоткой или конденсаторным запуском.

С чего обязательно следует начинать подключение двигателя: 2 важных момента, проверенные временем

Перед первым включением любого электродвигателя необходимо уточнить его устройство: конструкцию статора и ротора, состояние подшипников.

Устройство асинхронного двигателя
Устройство однофазного электродвигателя

На собственном и чужом опыте могу заверить, что проще раскрутить несколько гаек, осмотреть внутреннюю конструкцию, выявить дефекты на начальном этапе и устранить их, чем после запуска в непродолжительную работу заниматься сложным ремонтом, который можно было предотвратить.

Важное предупреждение

Начинающие электрики довольно часто сами создают неисправности двигателя, нарушая технологию его разборки, работая обычным молотком: разбивают грани вала.

Для сохранения структуры деталей без их повреждения необходимо использовать специальный съемник подшипников электродвигателя.

Съемник подшипников электродвигателя

В самом крайнем случае, когда его нет, удары молотком наносят через толстые пластины из мягкого металла (медь, алюминий) или плотную сухую древесину (яблоня, груша, дуб).

Как состояние подшипников влияет на работу двигателя

Любой асинхронный электродвигатель (АД) имеет ротор с короткозамкнутыми обмотками. В них наводится ток, создающий магнитный поток, взаимодействующий с вращающимся магнитным полем статора, которое и является его источником движения.

Ротор внутри корпуса крепится на подшипниках. Их состояние сильно влияет на качество вращения. Они призваны обеспечить легкое скольжение вала без люфтов и биений. Любые нарушения недопустимы.

Дело в том, что обмотку статора можно рассматривать как обыкновенный электромагнит. Если у ротора разбиты подшипники, то он под действием магнитного поля станет притягиваться, приближаясь к статорной обмотке.

Зазор между вращающейся и стационарной частями очень маленький. Поэтому касания или биения ротора могут задевать, царапать, деформировать статорные обмотки, безвозвратно повреждая их. Ремонт потребует полной перемотки статора, а это весьма сложная работа.

Обязательно разбирайте электродвигатель перед его подключением, тщательно осматривайте всю его внутреннюю конструкцию.

Обращайте особое внимание на состояние подшипников, выполнение нормативов по допускам и посадкам, качество смазки. Сухую и старую смазку обязательно необходимо заменять свежей.

Что надо учитывать в конструкции статорных обмоток и как их подготовить

Домашнему мастеру чаще всего попадают электродвигатели, которые уже где-то поработали, а, возможно, и прошли реконструкцию или перемотку. Никто об этом обычно не заявляет, на шильдиках и бирках информацию не меняют, оставляют прежней. Поэтому рекомендую визуально осмотреть их внутренности.

Статорные катушки у асинхронных двигателей для питания от однофазной и трехфазной сети отличаются количеством обмоток и конструкцией.

Трехфазный электродвигатель имеет три абсолютно одинаковые обмотки, разнесенные по направлению вращения ротора на 120 угловых градусов. Они выполнены из одного провода с одинаковым числом витков.

Все они имеют равное активное и индуктивное сопротивление, занимают одинаковое число пазов внутри статора.

Это позволяет первоначально оценивать их состояние обычным цифровым мультиметром в режиме омметра при отключенном напряжении.

Однофазный асинхронный двигатель имеет две разные обмотки на статоре, разнесенные на 90 угловых градусов. Одна из них создана для длительного прохождения тока в номинальном режиме работы и поэтому называется основной, главной либо рабочей.

Для уменьшения нагрева ее делают более толстым проводом, обладающим меньшим электрическим сопротивлением.

Перпендикулярно ей смонтирована вторая обмотка большего сопротивления и меньшего диаметра, что позволяет различать ее визуально. Она создана для кратковременного протекания пусковых токов и отключается сразу при наборе ротором номинального числа оборотов.

Пусковая или вспомогательная обмотка занимает примерно 1/3 пазов статора, а остальная часть отведена рабочим виткам.

Однако, приведенное правило имеет исключения: на практике встречаются однофазные электродвигатели с двумя одинаковыми обмотками.

Для подключения статора к питающей сети концы обмоток выводят наружу проводами. С учетом того, что одна обмотка имеет два конца, то у трехфазного электродвигателя может быть, как правило, шесть выводов, а у однофазного — четыре.

Но из этого простого правила встречаются исключения, связанные с внутренней коммутацией выводов для упрощения монтажа на специальном оборудовании:

  • у трехфазных двигателей из статора могут выводиться:
    • три жилы при внутренней сборке схемы треугольника;
    • или четыре — для звезды;
  • однофазный электродвигатель может иметь:
    • три вывода при внутреннем объединении одного конца пусковой и рабочей обмоток;
    • или шесть концов для конструкции с пусковой обмоткой и встроенным контактом ее отключения от центробежного регулятора.
Как видите, судить о конструкции асинхронного двигателя по количеству выведенных проводов на клеммнике от обмоток статора можно, но вероятность ошибки довольно высока. Нужен более тщательный анализ его устройства.

Техническое состояние изоляции обмоток

Где и в каких условиях хранился статор не всегда известно. Если он находился без защиты от атмосферных осадков или внутри влажных помещений, то его изоляция требует сушки.

В домашней обстановке разобранный статор можно поместить в сухую комнату для просушки. Ускорить процесс допустимо обдувом вентилятора или нагревом обычными лампами накаливания.

Сушка электродвигателя

Обращайте внимание, чтобы разогретое стекло лампы не касалось провода обмоток, обеспечивайте воздушный зазор. Окончание процесса сушки связано с восстановлением свойств изоляции. Этот процесс необходимо контролировать замерами мегаомметром.

Как отличить конструкцию однофазного асинхронного электродвигателя и определить его тип по статистической таблице

Привожу выдержку из книги Алиева И И про асинхронные двигатели, вернее таблицу основных электрических характеристик.

Таблица однофазных асинхронных двигателей

Как видите, промышленностью массово выпущены модели с:

  • повышенным сопротивлением пусковой обмотки;
  • пусковым конденсатором;
  • рабочим конденсатором;
  • пусковым и рабочим конденсатором;
  • экранированными полюсами.

А еще здесь не указаны более новые разработки, называемые АЭД — асинхронные энергосберегающие двигатели, обеспечивающие:

  • значительное снижение реактивной мощности;
  • повышение КПД;
  • уменьшение потребления полной мощности при той же нагрузке на вал, что и у обычных моделей.

Их конструкторское отличие: внутри зубцов сердечника статора выполнены углубления. В них жестко вставлены постоянные магниты, взаимодействующие с вращающимся магнитным полем.

Во всем этом многообразии вам предстоит разбираться самостоятельно с неизвестной конструкцией. Здесь большую помощь может оказать техническое описание или шильдик на корпусе.

Я же дальше рассматриваю только две наиболее распространенные схемы запуска АД в работу.

Схема подключения асинхронного двигателя с пусковой обмоткой: последовательность сборки

Например, мы определили, что из статора выходят четыре или три провода. Вызваниваем между ними активное сопротивление омметром и определяем пусковую и рабочую обмотку.

Допустим, что у четырех проводов между собой вызваниваются две пары с сопротивлением 6 и 12 Ом. Скрутим произвольно по одному проводу от каждой обмотки, обозначим это место, как «общий провод» и получим между тремя выводами замер 6, 12, 18 Ом.

Сопротивление обмоток двигателя

Точками на этой схеме я обозначил начала обмоток. Пока на этот вопрос не обращайте внимание. Но, к нему потребуется вернуться дальше, когда возникнет необходимость выполнять реверс.

Цепочка между общим выводом и меньшим сопротивлением 6Ω будет главной, а большим 12Ω — вспомогательной, пусковой обмоткой. Последовательное их соединение покажет суммарный результат 18 Ом.

Помечаем эти 3 конца уже понятной нам маркировкой:

  • О — общий;
  • П — пусковой;
  • Р — рабочий.

Дальше нам понадобиться кнопка ПНВС, специально созданная для запуска однофазных асинхронных двигателей. Ее электрическая схема представлена тремя замыкающими контактами.

Но, она имеет важное отличие от кнопки запуска трехфазных электродвигателей ПНВ: ее средний контакт выполнен с самовозвратом, а не фиксацией при нажатии.

Схема кнопки ПНВС

Это означает, что при нажатии кнопки все три контакта замыкаются и удерживаются в этом положении. Но, при отпускании руки два крайних контакта остаются замкнутыми, а средний возвращается под действием пружины в разомкнутое состояние.

Кнопка ПНВС

Эту кнопку и клеммы вывода обмоток статора из электродвигателя соединяем трехжильным кабелем так, чтобы на средний контакт ПНВС выходил контакт пусковой обмотки. Выводы П и Р подключаем на ее крайние контакты и помечаем.

С обратной стороны кнопки между контактами пусковой и рабочей обмоток жестко монтируем перемычку. На нее и второй крайний контакт подключаем кабель питания бытовой сети 220 вольт с вилкой для установки в розетку.

Схема подключения асинхронного двигателя с пусковым конденсатором

При включении этой кнопки под напряжение все три контакта замкнутся, а рабочая и пусковая обмотка станут работать. Буквально через пару секунд двигатель закончит набирать обороты, выйдет на номинальный режим.

Тогда кнопку запуска отпускают:

  • пусковая обмотка отключается самовозвратом среднего контакта, но остается работать от рабочего и величина тока снижается.;
  • главная обмотка двигателя продолжает раскручивать ротор от сети 220 В.

Это самая доступная схема подключения асинхронного двигателя с пусковой обмоткой для домашнего мастера. Однако, она требует наличия кнопки ПНВС.

Если ее нет, а электродвигатель требуется срочно запустить, то ее допустимо заменить комбинацией из двухполюсного автоматического выключателя и обычной электрической кнопки соответствующей мощности с самовозвратом.

Придется включать их одновременно, а кнопку отпускать после раскрутки электродвигателя.

Все запуски электродвигателей и любого электрического оборудования всегда выполняйте с защитой этих цепей автоматическими выключателями. Они предотвратят развитие аварийных ситуаций при возникновении любых случайных ошибок.

С целью закрепления материала по этой теме рекомендую посмотреть видеоролик владельца Oleg pl. Он как раз показывает конструкцию встроенного центробежного регулятора, предназначенного для автоматического отключения вспомогательной обмотки.

Схема подключения асинхронного двигателя с конденсаторным запуском: 3 технологии

Статор с обмотками для запуска от конденсаторов имеет примерно такую же конструкцию, что и рассмотренная выше. Отличить по внешнему виду и простыми замерами мультиметром его сложно, хотя обмотки могут иметь равное сопротивление.

Ориентируйтесь по заводскому шильдику и таблице из книги Алиева. Такой электродвигатель можно попробовать подключить по схеме с кнопкой ПНВС, но он не станет раскручиваться.

Ему не хватит пускового момента от вспомогательной обмотки. Он будет гудеть, дергаться, но на режим вращения так и не выйдет. Здесь нужно собирать иную схему конденсаторного запуска.

2 конца разных обмоток подключают с общим выводом О. На него и второй конец рабочей обмотки подают через коммутационный аппарат АВ напряжение бытовой сети 220 вольт.

Конденсатор подключают к выводам пусковой и рабочей обмоток.

В качестве коммутационного аппарата можно использовать сдвоенный автоматический выключатель, рубильник, кнопки типа ПНВ или ПНВС.

Схема подключения асинхронного двигателя с конденсаторным запуском

Здесь получается, что:

  • главная обмотка работает напрямую от 220 В;
  • вспомогательная — только через емкость конденсатора.

Эта схема используется для легкого запуска конденсаторных электродвигателей, включаемых в работу без тяжелой нагрузки на привод, например, вентиляторы, наждаки.

Если же в момент запуска необходимо одновременно раскручивать ременную передачу, шестеренчатый механизм редуктора или другой тяжелый привод, то в схему добавляют пусковой конденсатор, увеличивающий пусковой момент.

Принцип работы такой схемы удобно приводить с помощью все той же кнопки ПНВС.

Схема подключения асинхронного двигателя с пусковым конденсатором ПНВС

Ее контакт с самовозвратом подключается на вспомогательную обмотку через дополнительный пусковой конденсатор Сп. Второй конец его обкладки соединяется с выводом П и рабочей емкостью Ср.

Дополнительный конденсатор в момент запуска электродвигателя с тяжелым приводом помогает ему быстро выйти на номинальные обороты вращения, а затем просто отключается, чтобы не создавать перегрев статора.

Эта схема таит в себе одну опасность, связанную с длительным хранением емкостного заряда пусковым конденсатором после снятия питания 220 при отключении электродвигателя.

При неаккуратном обращении или потере внимательности работником ток разряда может пройти через тело человека. Поэтому заряженную емкость требуется разряжать.

В рассматриваемой схеме после снятия напряжения и выдергивания вилки со шнуром питания из розетки это можно делать кратковременным включением кнопки ПНВС. Тогда емкость Сп станет разряжаться через пусковую обмотку двигателя.

Однако не все люди так поступают по разным причинам. Поэтому рекомендуется в цепочку пуска монтировать два дополнительных резистора.

Схема подключения асинхронного двигателя через конденсаторы

Сопротивление Rр выбирается номиналом около 300÷500 Ом нескольких ватт. Его задача — после снятия напряжения питания осуществить разряд вспомогательной емкости Сп.

Резистор Rо низкоомный и мощный выполняет роль токоограничивающего сопротивления.

Добавление резисторов в схему пуска электродвигателя повышает безопасность его эксплуатации, автоматически ограничивает протекание емкостного тока разряда заряженного конденсатора через тело человека.

Где взять номиналы главного и вспомогательного конденсаторов?

Дело в том, что величину пусковой и рабочей емкости для конденсаторного запуска однофазного АД завод определяет индивидуально для каждой модели и указывает это значение в паспорте.

Отдельных формул для расчета, как это делается для конденсаторного запуска трехфазного двигателя в однофазную сеть по схемам звезды или треугольника просто нет.

Вам потребуется искать заводские рекомендации или экспериментировать в процессе наладки с разными емкостями, выбирая наиболее оптимальный вариант.

Владелец
видеоролика “I V Мне интересно” показывает способы оптимальной настройки параметров схемы запуска конденсаторных двигателей.

Как поменять направление вращения однофазного асинхронного двигателя: 2 схемы

Высока вероятность того, что АД запустили по одному из вышеперечисленных принципов, а он крутится не в ту сторону, что требуется для привода.

Другой вариант: на станке необходимо обязательно выполнять реверс для обработки деталей. Оба эти случаи поможет реализовать очередная разработка.

Возвращаю вас к начальной схеме, когда мы случайным образом объединяли концы главной и вспомогательной обмоток. Теперь нам надо сменить последовательность включения одной из них. Показываю на примере смены полярности пусковой обмотки.

Как поменять направление вращения двигателя

В принципе так можно поступить и с главной. Тогда ток по этой последовательно собранной цепочке изменит направление одного из магнитных потоков и направление вращения ротора.

Для одноразового реверса этого переключения вполне достаточно. Но для станка с необходимостью периодической смены направления движения привода предлагается схема реверса с управлением тумблером.

Этот переключатель можно выбрать с двумя или тремя фиксированными положениями и шестью выводами. Подбирать его конструкцию необходимо по току нагрузки и допустимому напряжению.

Схема реверса однофазного АД с пусковой обмоткой через тумблер имеет такой вид.

Схема реверса двигателя

Пускать токи через тумблер лучше от вспомогательной обмотки, ибо она работает кратковременно. Это позволит продлить ресурс ее контактов.

Реверс АД с конденсаторным запуском удобно выполнить по следующей схеме.

Реверс асинхронного двигателя

Для условий тяжелого запуска параллельно основному конденсатору через средний контакт с самовозвратом кнопки ПНВС подключают дополнительный конденсатор. Эту схему не рисую, она показана раньше.

Переключать положение тумблера реверса необходимо исключительно при остановленном роторе, а не во время его вращения. Случайная смена направления работы двигателя под напряжением связана с большими бросками токов, что ограничивает его ресурс.

Поэтому место расположения тумблера реверса на станке необходимо выбирать так, чтобы исключить случайное оперирование им во время работы. Устанавливайте его в углублениях конструкции.

Если у вас еще остались неясные моменты про однофазный асинхронный двигатель и схему подключения, то задавайте их в комментариях. Обязательно обсудим.

Рейтинг статьи

Просмотров страницы: 120830

Комментарии 72

  • очень важно, что сопративления пусковой и рабочей обмоток. не всегда однозначны по отношению друг к
    другу и сопративление рабочей обмотки может быть как меньше, так и больше сопративления пусковой.
    Нужно смотреть схему двигателя, его харрактеристики.
    Спасибо. действительно очень свободно вздохнул,..
    Не верте сразу интернету, очень много невежественных, то есть не профессиональных показанцев, любителей собирать лайки,
    Было б не плохо узнать адреса сайтов где возможно найти паспорта на двигатели, харрактеристики
    Вобщем документацию.
    И ещё (если не утомил) почему пусковую обмотку изготовляют из более тонкого провода,
    если опять же верить кому не попадя, то горит именно пусковая обмотка. И по логике — если обмотка
    нужна только для запуска, то зачем тратить столько провода.

    • Сергей, благодарю за вопросы.
      Вопрос достоверных сведений о технических характеристиках двигателей, да и любого оборудования, сейчас становится все сложнее. На всю советскую технику выпускались инструкции, содержащие информацию, необходимую не только для эксплуатации, но и ремонта. Сейчас вторая часть обычно умалчивается . Видио, производителям выгоднее ремонтировать ее в собственных сервисных центрах.
      Название пусковой обмотки говорит о ее кратковременной работе: только на время запуска. Все остальное время она не используется. Поэтому и стараются на ее диаметре экономить. Как это получается доказывает практика. Опять же режим пуска может не всегда отвечать условиям оптимальной эксплуатации…

    • Здравствуйте. Подскажите пожалуйста почему при неоднократном включении электродвигателя с конденсатороми выбивает автомат , двигатель однофазный с шестью выводами

      • Здравствуйте, Сергей.
        Не достаточно исходных данных, чтобы дать точный ответ. Какая мощность и нагрузка на двигатель? В каком он состоянии? Какой тип и номинал автомата, его защищающего? Есть ли другие потребители на автомате? В каком состоянии кабель питания? Нет ли утечек тока?
        Вам надо проанализировать эти вопросы и ответ получите скорее всего сами.

  • У человека перестал работать токарный станок. Он говорит, что как только пошёл дым, он его отключил. Больше станок не работает.
    Пришёл мой товарищ, всё разобрал, отрезал, поменял, ничего не смог и убежал.
    Пришёл я. Все ждут чуда. Схемы нет. Сейчас сам пытаюсь её составить.
    Двигатель однофазный с двумя конденсаторами. Вся автоматика управления нужна лишь затем, чтобы перекидывать фазу куда попало.
    Скорость двигателя не регулируется. Просто кнопочки, ключики, лампочки, предохранитель (сгоревший) и двигатель. Токарь меняет скорость вращения двигателя, перекидывая ремни. Есть ключик реверса, но токарю он не нужен.
    Марка токарного станка aiken metalworker MCJ 250/400-1.
    То, что выпаяно (отлито на клеммнике двигателя) не совпадает с бирками проводков. Нумерация жилок в районе двигателя: V2, V1, U1, U2, Z1, Z2. На клеммнике двигателя вообще какие-то W вылиты. (поэтому я на клеммник не ориентируюсь)
    Конденсаторы возле двигателя собраны так: (V2) —-||——(z1)——||—— (v1), Где Z1 — самостоятельная отпайка/развилка в виде отдельно-уходящего провода с кембриком Z1. Причем V2, Z1, V1 подключаются к соответствующим проводам , уходящим в двигатель.
    Интересные замеры сопротивлений у двигателя: Z1-Z2 = 13.6 Ом; U1-U2 = 5,8 Ом; U2-Z1= 65 кОм; U1-V1=68 кОм; V1-U1 = 33,8 Ом; V1-U2=36,6 Ом
    Итак, внимание вопросы!
    +Почему внутрь двигателя уходит 6 проводов (нумерация указана выше)?
    +По какой схеме оно там внутри соединяется?
    +Почему проводу, который выходит из двигателя с обозначением Z2 уже на клеммной коробке трансформируется в Z2V2 и идёт в область ключа управления двигателем?
    Всё, что лежит в интернете, не подходит. Делали нерусские люди этот станок. Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!

    • Здравствуйте, Александр.
      Довольно сложно давать советы удаленно, не видя технику и по чужим замерам да еще и вероятно поврежденного двигателя.
      Например, если исходить из того, что одной и той же буквой маркируется обмотка (электрическая цепочка), а цифрами ее концы, то мне непонятно какое сопротивление между выводами V1-V2.
      Номиналы конденсаторов я рекомендую проверить, их емкость может измениться и влиять на работу.
      Из шести выводов на однофазном двигателе два вполне могут относиться к центробежному регулятору. Возможно это цепочка Z, но все надо проверять. Поэтому я рекомендую брать в руки фотоаппарат и все сфотографировать в начальном состоянии, а затем разбирать и на каждом этапе делать фотографии, включая и замеры. Они очень пригодятся при сборке и анализе повреждения.
      Движку нужна качественная ревизия, внутренний осмотр обмоток, подшипников, зазора между ротором и статором…Вот тогда и будет ответ на вопрос про внутренние соединения.
      Важно оценить толщину провода рабочей и пусковой обмоток, не занижена ли она…Качественно ли собрана? Наши производители из Китая часто ради прибыли значительно упрощают конструкцию электрических приборов. Приведу пример с их паяльником Licota. У меня есть статья про самодельный паяльник Момент Под нее мне прислали для анализа неисправностей аналогичный китайский паяльник Ликота. Что там было — я показал серией других статей…
      Не исключаю, что может быть аналогичная картина. Движок чуть перегрели при обработке металла и пошли чудеса. Поэтому его надо разбирать, осматривать и ремонтировать. Раз реверс не нужен, а скорости переключаются ременной передачей, то конструкцию можно упростить.
      Опять же, если движок сгорел и перемотка нецелесообразна, то его можно просто заменить аналогичным по мощности и оборотам.
      Мне интересен конечный результат, да и промежуточные этапы. Если не сложно, то отпиши. Будут вопросы — спрашивай.

    • Это обычный конденсаторный двигатель с центробежным выключателем. Могу помочь с подключением, если еще нужно.

      • Здравствуйте, Иван.
        Высказывайте свои мысли. Надеюсь, Александру они пригодятся, как и другим читателям сайта.

  • Прекрасная статья. К сожалению нет разъяснения, как сделать реверс АД с тремя выводами, т.е. рабочая и пусковая катушки соединены внутри статора и имеется только один конец пусковой обмотки для запуска двигателя с помощью трёх полюсной кнопки. Как сделать реверс — помогите.

    • Алексей, надо разобрать двигатель и найти место соединения двух обмоток. Расцепить их и вывернуть одну в обратную сторону, собрать. Если нужен движок с реверсом, то вывести наружу оба конца. Их станет четыре. Подключаешь их через тумблер. Схема в статье приведена.

      • Спасибо. Не понятна фраза — вывернуть одну в обратную сторону?

        • Алексей, ток имеет направление и течет по замкнутой цепи от большого потенциала к меньшему. Для переменного тока выбрано направление от фазы к нулю. Вокруг магистрали протекания тока создается магнитный поток определенного направления. У двух обмоток с общей точкой (ваш случай — три вывода) уже сформировалось направление токов и магнитных потоков. Чтобы изменить вращение вам надо расцепить общую точку, а пусковую обмотку переподключить к рабочей другими концами: тот что выведен — посадить на общую точку, а снятый — вывести для подключения двигателя.
          Другими словами: рабочая обмотка остается в прежнем положении, а концы пусковой меняете местами. Снятый с общей точки выводите на клеммник, а тот что был выведен подключаете к той же общей точке рабочей обмотки. За счет подобной манипуляции ток по пусковой обмотке потечет в противоположную сторону и движок сменит направление вращения.

        • Алексей, я вскрыл такой двигатель, а там две «скрутки» снаружи одной из обмоток и похоже третья замурована внутри одной из обмоток… и в глаза бросаются четыре впресованных обмотки… конечно, благодаря Вашему подробному повествованию постараюсь найти те что нужны…

        • нашёл, всё работает!

        • Здравствуйте, Серг.
          Благодарю за комментарий, рад, что далось решить вашу проблему.

  • Почему невозможен самостоятельный пуск однофазного асинхронного двигателя?

    • Ротор электродвигателя вращается под действием направленного на него магнитного потока статора.
      Обмотка статора однофазного двигателя создает пульсирующую магнитнодвижущую силу. Ее можно рассматривать как две вращающиеся в противоположные стороны м. д. с, амплитуды которых равны половине пульсирующей. Одна из них создает поток Ф1, другая — Ф2. Поток, вращающийся в ту же сторону, что и ротор, называют прямым, а второй — обратным.
      Для придания ротору вращения используют схему с пусковой обмоткой или конденсаторным запуском, создающие пусковой момент.

  • В схеме подключения электродвигателя с дополнительным пусковым конденсатором через кнопку ПНВС допущена ошибка. Нарисованная на схеме перемычка должна «идти» не на нижний входной провод ( как на схеме), а на верхний, ибо : при пуске/разгоне требуется увеличить ток в пусковой обмотке ( через дополнительно подключаемый пусковой конденсатор), а на представленной схеме при пуске дополнительный пусковой конденсатор почему то подключается просто параллельно пусковой обмотке, что конечно не верно.
    А в целом статья познавательна для для дилетантов от электрики и просто рукастых самодельщиков.

  • Собрал гриндер. Имея электрическое образование, был уверен, поменять направление вращения — легко! Оставил на потом. Ан нет… Три вывода.
    Спасибо за толковую статью, все понятно. Ясно куда копать, вот, только, насколько реально разорвать соединение обмоток и отдельно вывести наружу?

    • Здравствуйте, Тимур.
      Конструкции двигателей бывают разные, что у вас мне не ведомо. Разбирайте корпус, смотрите места выводов с обмоток, оценивайте по местным условиям. Высока вероятность того, что место соединения обмоток разорвать и перекоммутировать у вас получится. Только работать надо аккуратно, не спешить, фотографировать.
      Если же пришлете свои фото на почту сайта, то они помогут людям. которые окажутся в подобной ситуации.

  • День добрый! Наболевший вопрос на который никто ответить не может.  Как уменьшить обороты у домашнего напольного вентилятора у которого двигатель асинх.?

    • Здравствуйте, Сергей.
      Питание однофазного асинхронного двигателя происходит от обычной сети переменного напряжения 220 В.
      Способы регулирования скорости вращения бывают механические и электрические.
      Электрически можно влиять изменением:
      o амплитуды напряжения питания двигателя
      o частоты питающего сигнала
      Регулирование напряжением связано с изменением, скольжения двигателя — разностью между скоростью вращения магнитного поля статора и движущимся под его воздействием ротора.
      S=(n1-n2)/n2
      n1 -скорость вращения магнитного поля
      n2 -скорость вращения ротора.
      Этот способ характерен:
      1. небольшим диапазоном регулирования, примерно 2:1;
      2. осуществляться только вниз за счет снижения питающей амплитуды.
      При регулировании скорости таким способом необходимо устанавливать двигатели завышенной мощности.
      Для его реализации используют:
      1. автотрансформаторное регулирование;
      2. тиристорное регулирование;
      3. транзисторное регулирование.
      Частотное регулирование осуществляется:
      o специализированными однофазными преобразователями;
      o трёхфазными ПЧ с исключением конденсатора.
      Все эти способы имеют свои преимущества и недостатки. В принципе это тема отдельной статьи.

  • Здравствуйте). Решил восстановить для дачи насос БЦН 3/17. Со статора выходит 3 конца. Замеряю сопротивление между разными концами, показывает 11.2-11.4. Хотя должно показывать 11и 11 и 20 приблизительно. Как его теперь подключить? Заранее спасибо)

    • Сергей, я советую вскрыть корпус и оценить расключение обмоток. Заодно проверьте подшипники.

  • Доброго всем времени суток! Решил спросить у знатоков, т.к. не могу решить такую проблему: имеется такой «хитрый» электромотор (см.фото), предположительно, от какой-то медицинской техники с обрывками подпаянных проводов. Корпус мотора имеет 4 колодки по 4 вывода от обмоток, самостоятельная прозвонка дала такую картину — см. фото. Надо заставить его работать. Может кто подскажет, что за тип или где можно посмотреть какие-нибудь подробности по подключению. Мне удалось только найти по изображению, аналогичный вопрос без ответа на одном форуме по ремонту медицинской техники.

    • Не смог вчера в свой вопрос добавить вторую фотку. Привожу ее здесь…

      • Дмитрий, способ замера активных сопротивлений обмоток двигателя является косвенным. Ваш же замер не полный: он не отображает работы всей схемы. По нему можно только догадываться о наличии обмоток. Что с их связями между собой и изоляцией?
        Для уточнения этого вопроса потребуется сделать таблицу, где по горизонтали и вертикали разместить все клеммы, а все сопротивления между ними измерить. Кстати, изоляцию достовернее оценивать мегаомметром.
        После такого замера двигатель все же разобрать и оценить его внутреннее состояние хотя бы визуально.

        • Алексей, спасибо за комментарий. Пока мне вообще никто не взялся помочь. Можно привести пример таблицы для измерения сопротивлений, т.к. раньше не сталкивался с такой задачей.
          В целом, на сегодняшний день, склоняюсь к варианту, что данный мотор — асинхронный однофазный, а множество обмоток служит для ступенчатого управления скоростью вращения. Но подробностей нет.

        • Первая строка таблицы будет выглядеть так: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 1′, 2′, 3′, 4′, 5′, 6′,7′, 8′. Аналогично делаешь первый столбик. Останется перенести туда твои замеры и заполнить пустующие клетки. Где сопротивление большое ставь значок бесконечности. Таблица позволит оценить все электрические связи между клеммами. Она же поможет осмыслить конструкцию при разборке.
          Как я понимаю никаких шильдиков и надписей на этом двигателе нет?

    • Дмитрий, я покажу вижу какой-то корпус и провода выходящие из него. Для меня, да и других посетителей этого сайта, таких сведений явно недостаточно. Предполагаю, что найти документацию на этот движок, как и специалистов, его ремонтировавших раньше, довольно сложно. Поэтому предлагаю вам прислать разбирать поэтапно этот корпус, делать подробные фотографии и анализировать получаемую информацию.
      Только так вам смогут помочь люди удаленно…

  • Очень сложный вопрос: на электротали груз сорвался, упал на пульт и вырвал все соединения. Я третий электрик, кто не может разобраться как всё было подключено

  • Двигатель асинхронный с конденсатор ом, выходят три провода

  • Кнопки вверх и вниз, они же и пуск

    • Здравствуйте, Сергей.
      Ситуация не простая. На вашем месте я бы вначале уточнил конструктивные особенности двигателя. Если на нем есть заводская табличка, то по маркировке можно найти схему подключения обмоток. Интернет позволяет это сделать. Часть сведений у меня в статье приведена.
      Если же таблички нет, то работа добавляется. Вам надо замерить сопротивления обмоток. У вас три провода вышли на клеммник движка. Один из них соединяет общую точку (обе обмотки), а два других расположены по концам обмоток. Между этими двумя проводами будет наибольшее сопротивление. Значит оставшийся вывод — средний. Рабочая обмотка рассчитана на длительное протекание тока, выполняется номинальным диаметром провода и с большим количеством витков, чем пусковая. К тому же на пусковой сечение провода обычно делают чуть меньше /кратковременная работа.
      Однако все это лучше проверить визуально, что требует разборки корпуса и проведения внутреннего осмотра.
      Когда будете точно знать где какая обмотка, то можно запускать движок. Конденсаторы то у вас остались.
      Для этого вам потребуется вызвонить все те провода, которые приходят на клеммники, что показаны на фото. Рисуйте все жилы питания и управления, их соединения на бумаге, подписывайте, где фаза и ноль, какие контакты и как переключаются… Тогда картина прояснится и станет понятно, куда подключить оторванные провода.

  • Из двигателя 3 клеммы. Управлять надо ножной педаль, где установлен микровыключатель на 6 А. Как подключить?

  • Какая схема для подключения, чтобы не отключать пусковой кондёр.

    • Здравствуйте, Андрей.
      Сообщите марку вашего двигателя, схему подключения его обмоток. Только после этого можно будет вам что-то посоветовать.

  • Доброго времени суток. Имеется асинхроннный однофазный двигатель ДС-1А-21, 0,25 кВт, 1955 года. Пусковая обмотка подключена через резистор в несколько десятков Ом. Пусковая и рабочая обмотка не соединены. Вопрос — как изменить направление вращения. (сейчас — по часовой). Спасибо.

    фото разобранного двигателя
    фото разобранного двигателя 2

    • Здравствуйте, Андрей. А вас раритет, который следует уважать. Моя советская дрель на 300 ватт проработала более 30 лет в экстремальных условиях: приходилось стены буравить в панельном доме и не раз…
      Сужу по надписи на шильдике: двигатель асинхронный. То, что обмотки не соединены между собой пайкой или скруткой, еще не значит, что они работают раздельно. На фото плохо видно, но электрическое соединение выполнено через винты или клеммник.надо проследить концы пусковой обмотки — куда они подключены, пометить, отсоединить, поменять местами и подключить по новой. Направление вращения поменяется.

  • Спасибо Алексей за быстрый ответ и размещение фотографий. Концы обмоток соединены, обвязаны и пропитаны лаком, резать это все пока не хочется. Думаю попробовать развернуть ротор другой стороной в статоре и нарастить провода регулятора оборотов или как он правильно называется.

    Фото обмотки

    • Смотрю на первое фото, сравниваю геометрические размеры. Конструкция не симметричная. Вроде как статорная обмотка по разному выступает из корпуса: с одной стороны больше, с другой меньше. Как это скажется при сборке на вращении якоря — вопрос…

  • спасибо. человек професионал

  • Здравсвуйте. Хочу подключить однофазный асинхронный двигатель к частотному преобразователю. Имеются ли какие-нибудь нюансы?

  • Станок полировочный сделать. В магазине продавец уверял, что такая схема возможна. По факту-двигатель нагревается, при подключении через частотник. Пришлось ставить обратно конденсатор. Частотник отдыхает. Я читал, что возможно подключение данной схемы с сохранением конденсатора на пусковой обмотке, но необходимо ставить дроссель на общий вывод обмоток.

    • Коль движок норм работает с конденсатором, то с ним все в порядке. Однако вопрос по частотнику: он предназначен для работы с однофазным конденсаторным асинхронником? Или у него типичная схема преобразования?

  • Частотник самый обыкновенный, как оказалось. Для трехфазного двигателя на 220в

    • Смысл в том, что у трехфазного двигателя статорные обмотки разнесены на 120 градусов, а у однофазного конденсаторного пусковая смещенана 90, как отклоняется вектор тока после емкостного сопротивления от направления вектора напряжения. В принципе можно похимичить, но этим вопросом я не занимался.

  • здравствуйте! нужно подключить к деревообрабатывающему станку двигатель. Двигатель трехфазный 4квт был перемотан на однофазную сеть с пусковой и рабочей обмотками. По схеме подключения пускается сразу, но только на холостом ходу. С клиновыми ремнями не может разогнаться, вышибает автомат в мастерской, что посоветуете? может на пусковую обмотку посадить конденсатор? не могу найти схему и нужную емкость конденсатора

    • Здравствуйте, Сергей. Надо бы вначале разобраться как был перемотан двигатель, какой угол между рабочей и пусковой обмотками. У стандартного трехфазника три обмотки укладываются в пазы под 120 градусов. У конденсаторного однофазного — 90.

  • Алексей здравствуйте! Не смог найти информацию об э/д АДК-71Т1В4, везде тоже, что и на шильдике:
    1-ф, 50 Гц, 220 В, 4.1 А, 0,55 кВт, 1380 об/мин, конденсатор 60 мкФ 250 В.
    Из движка выходят три провода одинакового сечения, измерил сопротивление — между любыми 2мя ~ 8 Ом, как-будто 3 обмотки. При подключении 2х проводов к 220 В — плохой пуск, направление произвольное. Подключив 3й провод через конденсатор, можно менять направление переключая его или на фазу или на ноль, пуск уверенный. При отключении конденсаторной обмотки от питания, э/д продолжает работать на той же частоте вращения. При этом э/д гудит как-то нехорошо, не должен он так. Может подскажите, сколько всё-же обмоток и как включать конденсаторную : постоянно или в режиме пусковой?

    • Здравствуйте, Игорь.
      Нашел вот такое фото шильдика движка АДК-71Т1В4
      шильдик АДК-71Т1В4
      Немного смущает вес в 10 кГ и рекомендуемый прерывистый режим работы по схеме S3:
      1)пуск без превышения температуры нагрева деталей двигателя;
      2)работа с неизменной определенной нагрузкой;
      3)выключение электродвигателя.
      ПВ — продолжительность включения определена как 40%.
      Конструкция и схема запуска этого движка подробно обсуждена на форуме. Задавший вопрос автор решил свою проблему. Надеюсь, что и у вас все получится. Будут вопросы — спрашивайте.

  • Алексей, спасибо за помощь.

  • Добрый вечер, очень познавательная статья. Если сайт ещё жив, то у меня есть пару вопросов. Приобрел я китайский асинхронный однофазный двигатель 2500 ватт и 2850 об. Мин. Вал 20 мм для изготовления компрессора с ременной передачей ( по шкивам передача где то 1:2). Так вот: Пустой компрессор он тяжело но раскручивает, но стоит подключить его к ресиверу двигатель перестает раскручиваться. Подключен он китайцами на две обмотки через один конденсатор 25 мкФ. ( Правильно ли это?) Как понял из статьи повысить пусковой момент нужно доп конденсатором через возвратную кнопку. Чем можно заменить кнопку для автоматического управления пусковым кондером ( вкл /откл. При подаче и отключении питания) как на заводских бытовых компрессорах? На заводском компрессоре тоже стоит один конденсатор но большей ёмкости и большего размера, почему? Или он там служит пусковым и потом отключается автоматом давления на компрессоре?

    • Здравствуйте, Сергей.
      Конструкций однофазных асинхронных двигателей очень много. Каждая из них делается под определенные задачи. Какая у вас схема подключения — уточняйте на месте. Да и претензий к качеству китайской продукции в последнее время очень много.
      Для начала замерьте реальную емкость самого конденсатора. Движок явно не не справляется с нагрузкой. Рекомендую уточнить величину мощности, которая необходима для нормальной работы вашего компрессора: хватает ли 2,5 киловатта для него?
      Повысить пусковой момент дополнительным конденсатором можно, но вашему движку надо справляться с рабочей нагрузкой в первую очередь, а потом уже стоит думать о запуске.
      Попробуйте менять емкость конденсатора: увеличивать и уменьшать. При этом обязательно замеряйте токи в обмотках и смотрите за поведением движка. Он не должен перегреваться при длительной работе. В крайнем случае сделайте обдув, но с контролем температуры.
      Если делать автоматическое управление и пусковой конденсатор, то его можно включать и отключать через контакт релейной схемы с пускателем, управляемый реле времени или встраивать контакт центробежного регулятора.

  • Здравствуйте! Есть двигатель, предположительно от советской стиральной машины, предположительной мощностью 180Вт. Шильдик затёрт, к сожалению. В том виде, в каком он ко мне попал, был соединен по схеме с рабочим конденсатором 4мкФх600В. Соединения не заводские. Но двигатель самостоятельно раскручивается неспешно, это нормально?

    А вопросы у меня такие:
    1. Один и тот же двигатель можно подключить по схемам с рабочим и пусковым конденсатором, или эти схемы предназначены для разных двигателей? Из статьи я не понял этого

    2. При прочих равных, двигатели, подключенные по этим разным типам схем, аналогичную ли мощность выдают на валу? Ведь если через пусковую (вспомогательную) обмотку всё время протекает некоторый ток (через конденсатор), значит, она принимает участие в движении вала. Если сравнить с другим вариантом, где пусковая обмотка подключается только на время старта. Или это скомпенсировано толщиной провода рабочей обмотки? Вообще, наверняка советская промышленность добросовестно маркировала двигатели. Вопрос гипотетический, только для удовлетворения любопытства.

    3. Как понять, для какой схемы предназначен мой двигатель, если шильдик затерт? Может быть по каким-то косвенным признакам? Может, двигатель будет сильнее греться с вариантом с рабочим конденсатором или ещё что-то.

    Спасибо!

    • Здравствуйте, Михаил.
      Если двигатель раскручивается и работает, то это в принципе нормально. Медленный запуск свидетельствует о повышенном противодействующем запуску моменте. Если такая работа движка для подключенного привода подходит, то все допустимо. Хотя ничто не мешает ее улучшить.
      Конструкций однофазных асинхронных двигателей много. Для них разработаны свои индивидуальные схемы запуска. Конденсатор, подключенный к обмотке, сдвигает ток по фазе на 90 градусов и изменяет его величину. Это используется для запуска и работы.
      Изменение тока в обмотке влияет на мощность, вырабатываемую двигателем. Повышенные токи увеличивают мощность, но вызывают перегрев. Поэтому при наладке надо стремиться соблюдать оптимум.
      В статье я показал отдельные вид двигателей с пусковой обмоткой. Она намотана так, что создает магнитный поток, расположенный под 90 градусов к рабочему.
      Чтобы ответить на ваш третий вопрос нужно этот двигатель разобрать и изучить его устройство, сравнить с типовыми схемами. Предполагаю, что мастер, занимавшийся его переделкой, уже это сделал. Можете самостоятельно еще раз пройти весь этот путь.
      На нагрев двигателя влияют токи, протекающие по его обмоткам и приложенная нагрузка.

  • Алексей, к сожалению, у вас на схеме подключения двигателя с дополнительным пусковым конденсатором через кнопку ПНВС, схема собрана неправильно. Перемычка на кнопке должна быть между пусковой и рабочей точками, как на верхней схеме с сопротивлениями.
    А в последующих схемах у вас перемычка стоит неправильно.

    • Здравствуйте, Николай. Благодарю за внимательность и подсказку.
      Тот случай, когда сработал человеческий фактор… обязательно перерисую и исправлю.

  • «пусковая обмотка отключается самовозвратом среднего контакта;»Но анализируя схему видно, что пусковая обмотка остается в работе через цепочку рабочего конденсатора. Что-то не вяжется с Вашими доводами

    • Виктор, благодарю за полезное дополнение. Увы, дважды ошибся. Первый раз не четко сформулировал работу схемы. После вашего замечания исправил. Второй раз когда написал вам ответ и потерял его в комментариях. Извини за просрочку.

  • Здравствуйте Всем! Подскажите: на схемах вспомогательная обмотка с Ср не отключается после пуска, подходит ли такое подключение для разных (по сопротивлениям активн. реактив. кол-во витков сеч. провода и др) обмоток или ?
    Если подходит, то существуют ли какие-то ограничения по расхождениям?

    • Здравствуйте, Михаил.
      Конструкций однофазных асинхронных двигателей очень много. Вспомогательная обмотка для движков с конденсаторным запуском в работе создает и дополняет вращающееся магнитное поле за счет протекания по ней тока синусоиды, сдвинутой по фазе на угол 90 градусов.
      Емкость конденсатора определяется на заводе индивидуально для каждого конкретного двигателя с учетом работы на номинальную нагрузку.

  • Сообщение: Здравствуйте Алексей! Спасибо за пояснения. Но я прошлый раз наверно слишком кратко и несколько косноязычно сформулировал вопрос, поэтому опишу ситуацию подробнее: мясорубки ТМ-32М
    ИЗ СХЕМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ которую нашел видно: двигатель АИРЕ80В4Б(1,1кВт) конденсаторный т.е. обмотки одинаковые, измерил сопротивление -обе по четыре ома(активн.). Но звонятся между собой-отдали на перемотку. С ней все ясно. Буквально через день привозят вторую внешне схожую с первой, но никаких шильдиков на корпусе; симптом: «работала-работала, а потом перестала» .Вскрыл: коммутация такая же, но двигатель АИРЕ71С4Б(0,75кВт) сопротивление обмоток 7ом и 4ома. Выясняется, что она была уже в ремонте: меняли двигатель (месяца три назад), подключаю по схеме:
    пусковая обмотка отключается после старта и двигатель работает, температура после 20минут ХХ примерно градусов 45-50. Стартует легко без пусковой, но естественно то в одну, то другую. Не смог найти где либо, чтобы в характеристиках было указано сопротивление обмоток или хотя бы, что обмотки как-то отличаются, Короче снял крышки на глаз сеч. провода не определил. На форуме обмотчиков встретил всего один абзац: «Попал двигатель в перемотку АИРЕ71С4Б 1400 об мин. 0,75квт однофазный снял схемму посчитал витки:
    Рабочая 0,56*2=62 -32
    Пусковая 0,50*2=84-44
    24паза Диаметр наружной 120мм
    Внутренний 70мм толщина набора железа 80мм
    Уложил точно также как и было уложено схемму конц с концом ,начало с началом при проверочном включении ток холостого хода 3,20а
    А на шильдике указан полный ток 5,22»
    Получается обмотки разные: Рабочая 0,56*2=62 -32 ______4ом
    Пусковая 0,50*2=84-44_______7ом
    Подскажите пожалуйста: можно ли подключить этот двигатель так, чтобы после пуска двигателя, пусковая обмотка не отключалась, т.е. как в схеме (прилагаю)
    Спасибо.
    P.S. Алексей, что хочу добавить: я не в одной статье или видео не встречал чтобы разъясняли этот нюанс подключений, например: сопротивление (и пр) обмоток одинаковые-значит такие и такие схемы, если сопротивление (и пр) обмоток разные-тогда такие и такие. Или все равно как.
    https://electrikblog.ru/img/shema01.jpg

    • Здравствуйте, Николай.
      Вначале дурной вопрос: обмотки звонятся между собой: проверяли мегаомметром при вынутом из схемы двигателе?
      Ладно: мои мысли.
      У мясорубки реверс для того, чтобы можно было рубить мясо в разные стороны, меняя направление вращения двигателя. На холостом ходу усилия на двигатель маленькие и его можно запускать без пускового конденсатора Сп, а только с рабочим Ср. При этом температура обмоток не дойдет до критического состояния.
      Когда же движок нарубил мясо и нужно сменить направление его вращения, то без пускового конденсатора запуск может не получиться. Особенно с замороженными кусками. Пусковой конденсатор подключен параллельно рабочему и создает повышенные токи, чем временно увеличивает мощность двигателя. Однако в этой ситуации создается повышенный нагрев проводов и обмотки. Посему после запуска этот кондер отключается. Смотри работу контактов (Пуск) и (Реверс) внизу схемы на Сп.
      В схеме управления перед контактом кнопки (Стоп) стоит контакт КК. Посмотри, что он делает. Предполагаю, что это термореле, отключающее движок по перегреву. Но на схеме это не пояснено. А в целом схема очень полезная.
      На ней показан номинальный ток Iном=3,5А. под него скорее всего встроен автомат QF. Он должен отключать перегрузки по току и КЗ, а термореле – перегрев.
      Двигатель АИРЕ80В4Б (1,1кВт) и двигатель АИРЕ71С4Б (0,75кВт) в схеме не совсем взаимозаменяемы из-за разной мощности. Она отличается 1,1/0,75=1,47 в полтора раза, что повлечет перегрев одного движка или неполноценную работу другого. Надо разбираться с каждым случаем конкретно и подбирать под них свои пусковые и рабочие конденсаторы.
      Пишешь: на форуме обмотчиков указано, что полный ток на шильдике АИРЕ71С4Б составляет 5,22А. Мои расчеты: схема ТМ-32 – 3,5А. Перемножим 3,5*220=770, что вроде как близко к истине. 1100/220=5А. Получается:
      • 3,5А – номинал тока для движка 0,75кВт;
      • 5,2 – 1,1кВт.
      Вывод: если включить движок на 0,75 в схему с кондерами на 1,1, то его легко банально спалить. Защита автомата по перегрузу не отключит, а как отрабатывает тепловое реле – еще тот вопрос…
      Ну и в самой схеме я рекомендую осмотреть работу механики контактов автомата, магнитного пускателя и кнопок, проверить их электрические характеристики.
      ЗЫ: Представь работу мотальщика. Принесли ему двигун на перемотку. Точно такой проволоки нет. В наличии чуть потолще и потоньше. Если взять больший диаметр, то хорошо для движка, но плохо для человека – могут витки не поместиться в пазы. Выбирают обычно второй вариант, а если движок накроется через какое-то время, то формируется автоматически дополнительный заказ…
      Проверить двигатель можно двумя способами:
      1. косвенным, когда замеряют активное сопротивление обмоток и сравнивают результаты с исходными;
      2. прямым замером токов в обмотках на ХХ и под нагрузкой.
      Косвенный способ делается быстрее, но в его достоверности много сомнений, особенно после перемотки.
      Написал сумбурно, если что не ясно – спрашивай.

  • Здравствуйте Алексей. Был занят немного другим, пришлось на время бросить эти мясорубки. Сейчас буду заканчивать эту эпопею. Начинаю собирать правильную схемку из интернета и теперь у меня появился вопрос по схеме (которую прилагал ранее). Ситуация такая: кнопки которыми комплектуются ТМ-32М двухмодульные по одной паре контактов каждый модуль, т.е. либо два нормально разомкнутых, либо два норм.замкнутых, либо один норм.замкнутый другой — разомкнутый на одну кнопку. На схеме кнопки «пуск» и «реверс» должны иметь три пары контактов : два норм.разомкнутых и один норм.замкнутый, таких у нас нет, да и не видел я такие в этих мясорубках. Алексей посмотри пожалуйста на схему, вот внизу участок цепи с последовательно соединенными нормально замкнутыми контактами кнопок «пуск» и «реверс». Для чего эта цепочка? Какая в ней необходимость?
    С уважением Михаил Н.

    • Николай, ты собираешь свою схему или ремонтируешь заводскую?
      Схема, которую ты показал ранее промышленная и в ней все отработано. В интернете есть и другие схемы для управления мясорубками, и тоже промышленные.
      Суть их в том, что они создаются под конкретный двигатель. Если мощность движка меняется, то алгоритм работы схемы надо анализировать дабы учесть возможность длительной надежной эксплуатации.
      На твоей схеме кнопки Пуск и Реверс имеют по три контакта потому, что:
      • первым НО (нормально открытым) контактом они запускают работу своего магнитного пускателя К1 или К2;
      • вторым НО – подключают в работу пусковой конденсатор Сп;
      • третьим НЗ (нормально замкнутым) – отключают цепочку шунтирования Сп на момент включения запуска двигателя и автоматически выводят его из работы после пуска.
      Получается, что все три контакта кнопки нужны. Если модули твоих двухконтактных кнопок не подходят, то их надо искать или модернизировать: разобрать две и собрать одну с двумя НО и одним НЗ контактами.
      Можно подумать и над вариантом использования контактов магнитного пускателя для нижней цепочки. Но в схеме их задействовано уже 6… тогда придется добавлять по пускателю… естественно, все это надо проверять по нагрузкам и времени срабатывания контактов.
      Как-то так я вижу этот процесс.

  • Алексей здравствуйте. Вчера вернее уже сегодня после того как нажал на «отправить комментарий», еще раз глянул на схему и понял, что не вижу резистора параллельно пусковой емкости, который (резистор 100кОм) установлен в устройстве. Поэтому вопросы отпадают. Видать старею. Всех благ.

  • Алексей я собираю схему, которая должна работать, а какая она дело третье, под рассматриваемой схемой указана модель изделия ТМ-32М , которое у меня на руках, и имеет место схема подключения с некоторыми изменениями: -кнопки с двумя парами контактов (скорей всего экономия места или еще чего-нибудь); и установка резистора. Ничего страшного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.