Подключение трёхфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов: 4 схемы для начинающего мастера

Асинхронные электродвигатели просты по конструкции, дешевы, массово применяются в различных производствах. Не обходятся без них домашние мастера, запитывая их от 220 вольт с пусковыми и рабочими емкостями.

Но, есть альтернативный вариант. Это — подключение трёхфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов, который тоже имеет право на существование.

Ниже я показываю 4 схемы реализации такого проекта. Вы можете выбрать для себя любой из них, более подходящий под ваши личные интересы и местные условия эксплуатации.

С этой темой я впервые столкнулся в конце 1998 года, когда к нам в электролабораторию РЗА пришел друг связист с журналом Радио за №6 от 1996 года и показал статью про безконденсаторный запуск.

Мы сразу решили испытать ее в деле, благо все детали, включая тиристоры и подходящий двигатель, у нас имелись. Как раз был перерыв на обед.

Для проверки спаяли электронный блок навесным монтажом. Справились где-то меньше, чем за час. Схема заработала практически без наладки. Оставили ее для наждака.

Порадовали маленькие габариты блока и отсутствие необходимости подбирать конденсаторы. Особых отличий в потере мощности по сравнению с конденсаторным пуском замечено не было.

Принципы работы электронной схемы: запуск трехфазного асинхронного электродвигателя без конденсаторов

Для подключения в однофазную сеть по этому методу подойдет любой асинхронный движок типового исполнения.

Асинхронный двигатель

Автор Голик обращает внимание, что обороты ротора в минуту должны составлять не 3000, а 1500. Связано это с конструкцией обмоток статора.

Характеристики электродвигателя

Мощность устройства ограничена электрическими характеристиками силовых диодов и тиристоров — 10 ампер с величиной обратного напряжения более 300 вольт.

Три обмотки статора необходимо подключать по схеме треугольника.

Схема статора

Их выводы собираются на клеммной колодке тремя последовательными перемычками.

Схема подключения обмоток

Напряжение 220 вольт подключается через защитный автоматический выключатель параллельно одной обмотке, назовем ее «A». Две другие оказываются последовательно соединенными между собой и параллельно — с ней.

Обозначим их «B» и «C». На выводы одной из них, например, «B» подключается электронный блок. Назовем его ключом «k».

Представим, что ее контакт всегда разомкнут, а напряжение подано. Тогда по цепочкам «A» и «B+C» станут протекать токи Ia и Ib+c. Мы знаем, что сопротивление всех обмоток статора (резистивно-индуктивное) одинаково.

Поэтому в цепи «A» ток станет в два раза превышать вектор Ib+c, а по фазе они будут совпадать.

Принцип работы электронного ключа

Каждый из этих токов создаст вокруг себя магнитный поток. Но, они не смогут в этой ситуации привести во вращение ротор.

Чтобы электродвигатель стал работать, необходимо сдвинуть по углу два этих магнитных потока (или токи между собой). Эту функцию в нашем случае выполняет электронный ключ.

Его конструкция собрана так, что он кратковременно замыкается, а затем размыкается, шунтируя обмотку «B».

Виды токов

Для этого процесса выбирается момент времени, когда синусоида напряжения достигает максимального амплитудного значения, а сила тока в обмотке «C», ввиду ее индуктивного сопротивления, минимальна.

Резкое закорачивание сопротивления «B» в цепи «B+C» создает бросок тока через замкнутый электронный контакт по виткам обмотки «C», который быстро возрастает и затем снижается под влиянием уменьшения амплитуды напряжения до нуля.

Между токами в обмотках «A» и «C» образуется временной сдвиг, обозначенный буквой φ. За счет возникновения этого угла сдвига фаз создается суммирующий магнитный поток, начинающий раскрутку ротора двигателя.

Форма тока в обмотке «C» при работе электронного ключа отличается от гармоничной синусоиды, но она не мешает создать на валу ротора крутящий момент.

При переходе полуволны синусоиды напряжения в область отрицательных значений картина повторяется, а двигатель продолжает раскручиваться дальше.

Электронная схема В Голик: устройство запуска трехфазных электродвигателей на доступной элементной базе

Схема двунаправленного электронного ключа

Силовая выходная часть электронного ключа, осуществляющая коммутацию обмотки, выполнена на двух мощных диодах (VD1, VD2) и тиристорах (VS1, VS2), включенных по схеме обычного моста.

Однако здесь они выполняют другую задачу: своими плечами из одного тиристора и диода поочередно шунтируют обмотку подключенного электродвигателя при достижении амплитудного значения синусоиды напряжения на схеме.

За счет такого подключения создан электронный ключ двунаправленного действия, реагирующий на положительную и отрицательную полуволну гармоники.

Диодами VD3 и VD4 осуществляется двухполупериодное напряжение сигнала, поступающего на цепи управления. Оно ограничивается и стабилизируется резистором R1 и стабилитроном VD5.

Сигналы на открытие тиристоров электронного ключа поступают от биполярных транзисторов (VT1 и VT2).

Переменный резистор R7 с номиналом на 10 килоом предназначен для регулировки момента открытия силового тиристора. Когда его ползунок установлен в минимальное положение сопротивления, то электронный ключ срабатывает при наибольшем напряжении амплитуды на обмотке B.

Максимальное введение сопротивления резистора R7 закрывает электронный ключ.

Запуск схемы осуществляют при положении ползунка R7, соответствующем максимальному сдвигу фаз токов между обмотками. После этого его сдвигают, определяют наиболее устойчивый режим работы, который зависит от приложенной нагрузки и мощности двигателя.

Все электронные детали со своими номиналами приведены на схеме. Они не являются дефицитными. Их можно заменить любыми другими элементами, соответствующими по электрическим характеристикам.

Вариант их размещения на электронной печатной плате показан на картинке. Регулировочный резистор R7 показан справа двумя подключенными проводами, синим и коричневым. Сам он не виден на фото.

Электронная плата

Силовая часть, созданная для работы с электродвигателями небольшой мощности, может выполняться без радиаторов охлаждения, как показано здесь. Если же диоды и тиристоры работают на пределе своих возможностей, то теплоотвод обязателен.

Электронный блок ключа работает под напряжением сети 220 вольт. Его детали должны быть надежно заизолированы и защищены от случайного прикосновения человеком. Меры безопасности от поражения электрическим током необходимо соблюдать.

2 схемы подключения трехфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов автора В Бурлако: в чем отличия

Здесь я полагаюсь на информацию из интернета, ибо вижу, что в принципе конструкции рабочие, а принципы управления токами в обмотках те же, что предложил В Голик.

Кстати, авторы статей ссылаются на автомобильный украинский журнал «Сигнал» №4 за 1999 год. Пришлось поискать его в интернете. Однако разочаровался, там оказалась полностью перепечатанная статья из журнала Радио под авторством В Голик. Вот так…

Если знаете, где можно найти первоисточник на эту информацию, то сообщите в комментариях.

Электронные ключи, выполненные по технологии Бурлако, работают так же. Они просто выполнены из других, более усовершенствованных полупроводников, как и силовая часть.

Схема запуска асинхронного двигателя от симисторного электронного ключа: усовершенствование конструкции В Голик

Картинка подключения трехфазного электродвигателя упростилась. Вместо двунаправленного силового блока из двух тиристоров и диодов здесь работает один симистор VS1 серии ТС-2-10.

Электронный ключ на симисторе

Он также шунтирует одну обмотку «B» в момент достижения синусоидой напряжения амплитудного значения, когда ток параллельной цепочки минимален.

При этом создается сдвиг фаз токов в параллельных обмотках, как и в предыдущей схеме, порядка 50-80 угловых градусов, что достаточно для вращения ротора.

Работой симитора VS1 управляет ключ, выполненный на симметричном динисторе VS2 для каждого полупериода гармоники напряжения. Он получает команды от фазосдвигающей цепочки, выполненной из резистивно-емкостных элементов.

Сдвиг фазы сигнала конденсатором C дополняется общим сопротивлением R1+R2. Подстроечный резистор R2 на 68 кОм работает как R7 в предыдущей схеме, регулируя время заряда конденсатора и, соответственно, момент подключения VS2, а через него VS1 в работу.

Рекомендации автора по сборке и наладке

Схема испытывалась и предназначена для работы с электродвигателями, раскручивающими ротор до 1500 оборотов в минуту с электрической мощностью 0,5÷2,2 кВт.

На устройствах электронных ключей, работающих с мощными электродвигателями, необходимо обеспечивать теплоотвод с симистора VS1.

При наладке устройства обращают внимание на оптимальную подгонку угла сдвига фаз токов между обмотками, когда двигатель запускается и работает нормально: без шума, гула и вибраций. Для этого может потребоваться изменение номиналов у элементов фазосдвигающей цепочки.

Семисторы можно использовать другой марки. Важно, чтобы они соответствовали электрическим характеристикам. Вместо DB3 допустимо установить отечественный динистор KP1125.

Схема безконденсаторного запуска электродвигателей с большими пусковыми моментами

Она же хорошо подходит под управление двигателями, собранными для вращения со скоростью 3000 оборотов в минуту. С этой целью у нее изменена система подключения обмоток с треугольника на разомкнутую звезду.

На картинке ниже их полярность показана точками.

Схема разомкнутой звезды

В этой ситуации создается больший крутящий момент для запуска ротора.

Рассматриваемая схема отличается от предыдущей дополнительным электронным ключом, подключенным к обмотке «A», создающим дополнительно сдвиг фазы тока. Он необходим для трудных условий работы.

Рекомендации автора по наладке и работе не изменились.

Преимущества схемы тиристорного преобразователя: автор В Соломыков

Эта разработка позволяет максимально эффективно сохранить мощность асинхронного двигателя при его подключении в однофазную сеть. Она является прообразом современных частотных преобразователей, но выполнена на старой и доступной элементной базе.

Тиристорный преобразователь позволяет сделать формы напряжений на каждой фазе очень похожими на идеальные, гармоничные синусоиды, под которые и создается асинхронный электродвигатель.

Трехфазное напряжение

Питание от сети 220 вольт происходит через защиту — автоматический выключатель SF1 и диодный мост на базе Д233В.

Схема тиристорного преобразователя

Силовые выходные цепи образуются работой тиристорных ключей VS1-VS6.

Сдвиг фаз токов для питания каждой обмотки двигателя своим напряжением создается работой двух микросхем:

  1. DD1 — К176ЛЕ5;
  2. DD2 — К176 ИР2.

Они формируют такты сдвига напряжений сигналов в регистрах, а их сочетания подаются на входы управления тиристорами VS1÷VS6 через индивидуальные транзисторы VT1÷VT6 по запланированной временной диаграмме.

Логическая часть

Микросхема К176ИР2 вырабатывает по 2 раздельных 4-х разрядных регистра сдвига с четырьмя выходами Q от любого триггера. Каждый триггер двухступенчатый, типа D.

Ввод данных в регистр происходит через вход D. Также имеется вход для тактовых импульсов типа C. Они поступают через вход D 1-го триггера, а затем смещаются по ходу вправо на один такт.

Обнуление данных на выходе регистра Q происходит при поступлении на вход R (асинхронный сброс) напряжения логического уровня.

Логика К176ИР2
К176ИР2

Таблица данных К176ИР2 и состояний регистров

Число разрядов

4х2

Входы

Выход

Сторона сдвига

Направо

C

D

R

Q0

Qn

Тип ввода

Последовательно

H

Н

H

Qn-1

Тип вывода

Параллельно

B

H

B

Qn-1

Тактовая частота

2,5MHz

X

H

Q1

Qn не меняется

Рабочая температура

-45÷+85

X

X

B

H

H

Работой микросхемы К176ИР2 управляет элементы DD1 на сборке К176ЛЕ5.

К176ЛЕ5

Они обеспечивают подачу импульсов на управляющие электроды тиристоров по следующей временной диаграмме.

Диаграмма работы тиристоров

Силовая часть схемы, принципы ее управления и наладки

При подаче напряжения на схему обнуляется регистр сдвига микросхемы DD2 до окончания заряда емкости C2 по цепочке через R5. В момент заряда срабатывает логический элемент DD1.1, разрешающий сдвиг импульса регистру DD2.

При переходе регистра в положение «логической 1» подается сигнал на базу его биполярного транзистора (VT1÷VT6). Последний открывается и подает команду на управляющий электрод своего тиристора.

В результате работы этой цепочки между выходными силовыми клеммами создается трехфазное напряжение (довольно близкое к синусоидальной форме) со сдвигом векторов между собой на 120 градусов.

Асинхронный двигатель, работающий по этой схеме, развивает наибольшую мощность по сравнению с тремя предыдущими вариантами.

Частота коммутации тиристоров подбирается экспериментально при наладке за счет выбора номиналов емкостей С4, С5, С6. Их номиналы зависят от мощности электродвигателя.

Емкость конденсаторов предварительно рассчитывают по формуле:

С = 0.01P (Вт) / n ∙ 1 / 30n (мкФ).

При номинальной частоте вращения ротора выставляют n=1.

Резисторы R3 и R4 после окончания настройки устройства демонтируют, а вместо R4 запаивают конденсатор с емкостью 0,68 микрофарад.

Затем к точкам A и B припаивают регулировочный резистор на 15 килоом. Его назначение — точное выставление частоты вращения ротора у двигателя.

Все четыре схемы, которые я привел, не содержат дефицитных деталей и могут быть собраны в домашних условиях людьми с начальным уровнем навыков электрика.

Для продвинутых мастеров могу порекомендовать схему, по которой выполнил подключение трехфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов на современной электронной базе владелец сайта Радиокот.

Он фактически собрал частотный преобразователь, которому отдал много времени. К тому же простым паяльником и обычным цифровым мультиметром там отделаться не получится. Нужны практические навыки, специальный инструмент, осциллограф для наладки.

Все это я написал, чтобы подвести вас к выводу: запустить асинхронный двигатель на 3 фазы в сеть 220 вольт без потерь мощности можно только через промышленный частотный преобразователь.

Рекомендую посмотреть два коротких видеоролика по этой теме и сравнить результат.

Видео владельца Kick Ass с самодельным регулятором по схеме В Голик.

Видео владельца Capricorn WorkShop о самом простом частотном преобразователе.

Выводы сделайте сами. А если остались еще вопросы и неясности, или заметили случайную ошибку, то воспользуйтесь разделом комментариев. Обязательно обсудим.

Рейтинг статьи

Просмотров страницы: 90832

Комментарии 38

  • А где обозначение R5 пропустил да?

  • Добрый день. Для запуска 3-х фазного двигателя от однофазной сети, собрал конструкцию по первой схеме. Но, при наименьшем сопротивлении R7, двигатель не запускается, идет сильный гул, а при работающем двигателе уменьшение этого сопротивления дает нагрузку и двигатель останавливается, опять же с увеличивающимся гулом.
    При максимальном сопротивлении R7 (а оно у меня 15 кОм) никакого влияния на двигатель практически нет… Двигатель запускается только с раскрутки… Схему проверил несколько раз, подскажите, в чем может быть проблема…

    • Здравствуйте, Сергей.
      Для начала надо проверить номиналы и работоспособность всех элементов схемы. Эта разработка Голикова довольно надежна и испытана многими людьми.
      Затем я бы порекомендовал осциллографом посмотреть на то, как формируются импульсы, поступающие на вход тиристоров. От них зависит вся работа.

  • Добрый день.
    Для запуска 3-х фазного двигателя 1кВт собрал конструкцию по первой схеме. Но, при минимальном значении R7 при запуске двигателя появляется сильный гул (двигатель не запускается), а при работающем двигателе уменьшение сопротивления R7 приводит к увеличению гула и остановке мотора… При максимальном значении R7 (у меня 15 кОм), на двигатель практически нет влияния и двигатель также не запускается… Тиристоры в схеме установлены КУ202К, но думаю вряд ли эта проблема из за них… Схему перепроверил на несколько раз. Подскажите, в чем может быть проблема…

  • собрал схему Голикова все работает нормально только направление вращения двигателя при включении может произойти в любую сторону как исправить

  • Алексей здравствуйте.Схему проверил все правильно.Одно но присутствует, собирал схему с другого источника там номинал R2 указан 51Ком и R5+R7 заменил одним 20Ком т.к. нужны только максимальные обороты.Через пару дней буду дома переделаю отпишусь.Остаётся один вопрос как с реверсом.

    • Над реверсом думаю, а схему чертил со статьи Голика из журнала «Радио» №6 за 1996 год. Она проверена.

      • Привет Алексей.Сегодня поменял R2 на 51Ом результата нет.Схему и монтаж проверил ошибок нет.

        • Интересная ситуация получается, не сталкивался с таким. Ротор повторяет направление вращения магнитного поля статора, а его задает ток, проходящий по обмоткам. Мне интересно, будет ли движок менять вращение, если якорь крутануть рукой или шнурком без подачи напряжения, а потом только его подключить к сети.

        • ну это я не смогу проверить,движок уже стоит на редукторе бетономешалки разбирать долго

        • пусть так и работает, а мне нужно время с этим разобраться

  • Собрал сему «Схема запуска асинхронного двигателя от симисторного электронного ключа: усовершенствование конструкции В Голик», подключил двигатель на 180 Вт. Работает без проблем, шума нет. Теперь встал вопрос: возможно сделать реверс для двигателя с этой схемой?

    • Сергей, я этим вопросом специально не занимался. В принципе реверс делается изменением направления вращения магнитного поля статора. От этой базы и надо отталкиваться…

  • Алексей а вы на практике сами то собирали например схему В Соломыкова на к176ир2 и что получилось? Ну и первая схема на двух тиристорах, тоже что получилось, и какой мощности двигатель при помощи ее можно запустить?

    • Здравствуйте, Владимир.
      Мне пришлось много движков запускать по разным схемам раньше для циркулярок, наждаков, токарных станков у себя и для друзей. Даже плуг с электрической лебедкой делал по схеме Кухаренко: одна фаза остается как есть, работая через резистор (собирал водяной реостат), вторая сдвигается вперед конденсаторами, третья — отстает на дросселе. Во всех них я в итоге разочаровался: мороки много, мощность на валу теряется, а счетчик мотает как бешеный. Мне проще обрабатывать огород культиватором, через таскать движок с лебедкой (50 кГ, которые еще и якорить надо) и плуг руками через всю пашню.
      На циркулярку поставил однофазный движок, станок токарный — от дрели, наждак остался как есть. Дрова пилить проще обычной бензопилой.
      Однако люди интересуются темой запуска трехфазных движков от однофазной сети и делюсь с ними своим опытом.
      Статью Соломыкова я не проверял. Информация взята из авторитетного источника: журнал Радиолюбитель №1 за 2000 год. Страница 17.

  • Проще с рабочим конденсатором, без наворотов.

    • Игорь, благодарю за высказанное мнение. У каждого из нас есть свобода выбора.

  • Схема на к176ир2 , вы ее вообще собирали? Электронная часть работает но не совсем правильно, соответственно и тиристоры вообще не работают. Монтаж проверен перепроверен. Мое мнение что сама схема опубликована с ошибками. И ошибки скорее всего связаны со схемотехникой к176ир2. Что вы можите посоветовать?

    • Алекс, не проверял, а доверился и сделал обзор на основе публикации журнала Радиолюбитель. Обычно там все схемы тестируют до публикации. Однако, вижу уже второй случай, когда эта схема вызывает недоумение… придется разбираться

  • Попробуйте вы еще разобратся с этой схемой на к176ир2. Что интерестно у вас получится? Ошибка в ней есть 100 процентов.

  • Получилось разобратся со схемой управления на микросхеме к176ир2?

    • Пока вопрос не снят. поэтому в конце статьи дописываю, что с этой схемой не все понятно.

  • Выходит, нужно убрать соединение 5-ой ноги DD2 и 13-ой ноги DD1.4.
    И соединить ноги 12 и 13 DD1.4. Связь с ногой 10 DD2 оставить без изменений.
    Но это пока только теоретически. На практике проверю позднее.

    • Сергей, благодарю за идею. Отпишите, что у вас получилось после ее реализации.

  • Идея была не верной. Сброс в «0» на вх.D DD2 (7) таки необходим, но только после установки в единицу второго триггера регистра.
    То есть, в схеме опечатка.
    Необходимо перебросить точку соединения 13-ого пина DD1.4 c 5-ой на 4-ую ногу DD2.
    Тогда регистр начинает сдвигать разряды попарно, открывая соответствующими парами и нужные тиристоры.
    Но тем не менее, схема целиком сыровата.
    Автор, вроде бы, хотел синхронизировать работу схемы с частотой сети, указав на входе схемы формирователь тактовых импульсов.
    И в то же время отказался от этого, порекомендовав обойтись классическим тактовым генератором на элементах DD1.2, DD1.3
    Я не уловил в этом логики.
    Ну и транзисторные ключи для верхних и нижних тиристоров надо бы выполнить по разным схемам.
    В общем пока занимаюсь.

    • Тоже решил собрать схему Соломыкова на тиристорах. Думаю, не все ваши выводы на счёт данной схемы с тиристорами правильны. Автор синхронизировал управление ключами видимо из-за выбора тиристоров в качестве ключей, а им, что бы закрыться нужно около нулевое напряжение, а это возможно при данном выборе только питанием пульсирующим током, что и сделано в схеме, так как питание на ключи идёт прямо с диодного моста, без сглаживающих конденсаторов, частотой 100 Гц. В итоге получается, что в данной схеме управления, очень важную роль играют конденсаторы С4-С6, а также сам двигатель, а именно его характеристики. Фактически мы имеем управление на резонансной частоте контура образованного обмотками двигателя и данными конденсаторами. А зная, что тиристоры имеют очень большой разброс по параметрам, то они могут работать как угодно, а вернее вообще не работать. Фактически эту схему надо настраивать под конкретный двигатель и соединяющий его кабель с этой схемой. Минус этой схемы ещё состоит в том, что фактически переключение ключей, даже при полной синхронизации с частотой сети происходит не на пике амплитуд входного напряжения, а на промежуточных точках, а если не синхронизировать управление с частотой сети, то переключение тиристоров будет происходить, то на пике амплитуда, то на минимуме, то на середине амплитуды импульса, что тоже скажется на уменьшении мощности двигателя.

  • Значит так. Схемка явно «кривая», что в принципе было видно изначально.
    Тиристоры работают неустойчиво, и добиться от такой схемной компоновки адекватности не получится.
    Как минимум, необходимо транзисторные ключи верхних тиристоров переключить к катодам этих тиристоров вместе с резисторами на 2к и 510 ом.
    Но даже от этого не стоит ждать устойчивого результата, т.к. подобные схемы требуют гальванической развязки слаботочки (выгорают транзисторные ключи) и 220-ти вольтового блока.
    Кроме того, схема должна гарантированно исключать одновременное включение пар тиристоров, замыкающих накоротко плюс и минус моста.
    А добиться этого без обратных связей или более сложной системы управления невозможно.
    И вообще сложилось впечатление, что данный материал — перепечатка некой студенческой дипломной работы, которая, конечно же, не проверялась практически.
    Короче, мой вердикт таков:
    Тиристорный блок в помойку, а к схеме управления прикручиваем светодиодные гирлянды и радуем родных на новый год. ))

  • Добрый день
    Будет ли работать схема на мощных двигателях 5,5-7,5 кВт если заменить тиристоры на силовые т160 (до 160А) и диоды соответственно силовые??

    • Схема Соломыкова, хотя и была взята из технического журнала, оказалась проблематичной в наладке. Схему Голикова можно использовать как основу. но хватит ли тока управления тиристорами Т160 — вопрос. Это надо проверять практически и если не хватит, то просто использовать дополнительный усилитель тока.

  • Подскажите пожалуйста, в представленных схемах, чем можно заменить симистор ТС2-10?
    На какие параметры при подборе обращать внимание?
    Например, есть BTA41-800.
    У BTA41-800 более низкие, чем у ТС2-10 параметры по напряжению (1100В против 800В) и току (100А против 40А).
    Подойдёт ли для двигателя 2,2кВт данный симистор?

    • Kerya, не на те параметры симистора смотрите. Максимально допустимый действующий ток в закрытом состоянии у ТС2-10 составляет 10 ампер. Эта цифра 10 стоит в его маркировке. Если мы 10 А умножим на 220 вольт, то получим 2200 ватт или 2,2 кВт. Поэтому автор Голик и указал этот симистор, как критический для такой мощности.
      BTA41-800 для этой цели не подойдет и сгорит. Ищите другие аналоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.