Ремонт электротриммера своими руками: подробная инструкция для начинающего мастера с картинками, схемами и фотографиями

Почему-то часто необходимость выполнять ремонт электротриммера своими руками возникает в самый неподходящий момент, когда требуется срочно косить траву, а возникшая поломка не позволяет этим заниматься.

Большинство возникающих дефектов не отличается сложностью и может быть устранено буквально на месте простым подручным инструментом. Но для этого надо иметь базовые знания конструкции своей косилки.

Делюсь собственным опытом, приобретенным за пять сезонов эксплуатации своего ECO GT-800L, а также помощи друзьям и соседям по даче в этом вопросе. Сам же стараюсь уделять внимание профилактическому обслуживанию, своевременно проводить технические осмотры и проверки.

Содержание статьи

Что надо знать про устройство электротриммера до начала его ремонта: 2 типа конструкций

Триммеры для скашивания травы с питанием от электричества изготавливаются мощностью от 300 ватт до 2 кВт двумя модификациями. Они отличаются расположением двигателя:

  1. внизу около косильной головки:
  2. сверху составной штанги.

Такие изделия создаются для разных задач, отличаются по весу, мощности, рабочим характеристикам. Первые типы моделей относятся к легким и используются для обработки сложного рельефа садовых дорожек под кустами, около клумб.

Легкий триммер

Изделия с верхним расположением двигателя позволяют обрабатывать большие площади, отмечаются высокой производительностью.

Оба типа косилок могут работать от бытовой сети 220 вольт. Однако элитные изделия создаются с питанием от встроенного переносного аккумулятора. Чаще всего они применяются на легких моделях, как показано на фото выше.

Пример изделия с верхним двигателем и его компоновку показываю на фото своего ECO GT-800L ниже. Крепление ремнем позволяет повесить косилку на плечо, а ручка обеспечивает удобное управление режущей головкой при косьбе.

Электротриммер с верхним двигателем

Рабочим органом выступает косильная головка с леской. Она же на мощных моделях может дополняться режущим ножом из металла или пластика. Вращающий момент высоких оборотов для нее создает электродвигатель, а передается он кинематической схемой, расположенной внутри составной штанги.

Более детально устройство внутренностей показываю фотографией двигателя со снятой верхней крышкой корпуса на своем триммере. Он не оборудован редуктором. Меня это, кстати, такое простое его исполнение полностью устраивает.

Устройство электрического триммера

Включение двигателя осуществляется небольшим конечным переключателем с удобной пластиковой крышкой, размещенной в нижней рукоятке.

Особенности устройства электрической схемы: кратко

Базовой частью служит типичный коллекторный двигатель, в котором движение ротору в подшипниках придает вращающееся электромагнитное поле обмоток статора.

Схема коллекторного двигателя

Электрический ток, совершающий основную работу, протекает по замкнутой цепи всех обмоток через щеточно-коллекторный механизм.

Схема коллекторного электродвигателя

У подавляющего большинства двигателей в качестве защиты от перегрева изоляции обмоток используется термореле. При ремонте рассматриваем его как обычный силовой контакт в замкнутом состоянии.

При критическом нагреве лака проводов он просто разомкнется и прервет действие электрического тока.

Двигатель электротриммера

Все элементы электросхемы соединены проводами и клеммами между собой в последовательный участок. Короткий кабель с вилкой выведен наружу для подключения к удлинителю.

Как передается вращающий момент от двигателя на косильную головку: 3 составных части кинематической схемы

В работе участвуют:

  1. электродвигатель;
  2. кинематика составной штанги;
  3. косильная головка с леской или ножом для травы.
Обращаю внимание, что только на наиболее мощных моделях может дополнительно стоять редуктор.

Он используется для понижения оборотов и, соответственно, повышения мощности на выходном валу.

На одних конструкциях он располагается сразу после двигателя, встроен в его конструкцию.

Электрический триммер с редуктором

У других моделей он может находиться снизу сборной штанги: сразу под косильной головкой и защитным чехлом.

Нижний редуктор

Любой из этих редукторов состоит из двух шестеренок, передающих вращение. На верхнем фото они имеют цилиндрическую форму с косым зубом, а на нижнем — коническую, ибо изменяют вращение под косым углом.

Передача крутящего момента от двигателя выполняется стыковочным узлом, состоящим из цилиндрической втулки с прямоугольным отверстием. В него вставляется наконечник пружинного вала соответствующей формы, расположенный внутри алюминиевой трубки.

Стыковочный узел

Штанга триммера состоит из двух половинок, соединенных последовательно. Каждая часть составлена из трех вставленных друг в друга деталей:

  1. внешней тонкостенной защитной трубки, выполненной из алюминиевого сплава;
  2. пластиковой вставки;
  3. пружинного вала.
Штанга триммера

Сочленение штанги выполнено на середине ее длины с помощью переходника с винтовым соединением, позволяющим складывать всю конструкцию для удобной перевозки на транспорте.

Сочленение штанги

Снизу расположена косильная головка с защитным кожухом. Для обрезки излишков лески на нем стационарно установлен нож, уменьшающий ее длину до оптимальной величины.

Косильная головка

Где возникают электрические неисправности триммера и как их определить

Так случилось в моей практике, что уже дважды обращались соседи за помощью, когда двигатель у них не включался. Самое интересное то, что он был полностью в рабочем состоянии, а дефект находился внутри шнура удлинителя.

Поэтому я рекомендую начинать разбирательство с проверки его исправности. Для этого достаточно вставить удлинитель в розетку, а на его конце замерить напряжение.

Проверка напряжения в розетке

При пользовании отверткой индикатором придется дважды переворачивать вилку питания, проверяя целостность каждой жилы по наличию фазы на контакте розетки.

Если оно отсутствует, то уже имеет смысл искать обрыв проводов в схеме подвода питания. Кстати, недостаточный уровень напряжения тоже может сказаться на работе электродвигателя. Это часто происходит в сельской местности.

Тогда напряжение придется поднять одним из наиболее приемлемых способов для вашего конкретного случая. Иначе электротриммер может работать с перегрузкой, перегреваться. Обратите на это внимание.

Когда мультиметра под рукой нет, то его можно заменить обыкновенной настольной лампой с любой лампочкой освещения, но лучше с нитью накаливания.

Сила ее свечения позволяет косвенным методом судить о величине питания и искать обрыв места жилы в удлинителе. Провод придется просто перебирать руками по всей длине. Пропадание контакта обычно происходит около розетки, где чаще всего создаются колебания при косьбе.

Если же с питанием все нормально, то нам потребуется доступ к внутренней электрической схеме. Для этого необходимо вскрыть винты крепления корпуса. Они все расположены с одной стороны, включая саморез, фиксирующий штангу.

Винты крепления

Обе половинки корпуса кроме винтов держатся на пластмассовых замках с защелками. Их необходимо открыть любым плоским и тонким металлическим предметом, например, лезвием ножа или отвертки.

Как снять замки

После этого верхняя крышка легко снимается. Сразу же рекомендую взять фотоаппарат, сделать снимок укладки проводов по многочисленным внутренним каналам и углублениям. Фотография поможет в будущей сборке.

После этого можно приступать к внутреннему осмотру и анализу исправности всех электрических компонентов схемы.

Как безопасно проверить работу выключателя

Электрические коммутации выполняет малогабаритный переключатель, имеющий два фиксированных положения:

  1. отключено, обеспечивающее разрыв силового контакта при отпущенной кнопке микрика;
  2. включено — при нажатой.
Выключатель триммера

Его срабатывание необходимо проверить омметром или прозвонкой. При опущенной кнопке показания на табло будут свидетельствовать об очень большой величине сопротивления — ∞ или 0L, как на моем приборе.

Как проверить выключатель

При нажатии на кнопку пальцами возникает электрический контакт, а сопротивление резко снижается практически до нулевого значения.

Проверка выключателя

Как вызвонить электрические провода

Выявить обрыв жил или пропадание электрического контакта в любом месте схемы позволяет прозвонка участка цепи или замер его сопротивления мультиметром в режиме омметра.

Для этого достаточно использовать даже упрощенную схему коллекторного двигателя, показанную выше. Она позволит последовательно проверять все участки цепей подвода напряжения к электродвигателю.

Показываю этот процесс на отрезке от вилки кабеля питания до контакта выключателя.

Прозвонка провода

При замере использую свой карманный мультиметр Mestek MT-102. Он показал сопротивление 9,3 Ома, что вполне допустимо. Если же будет выявлен обрыв, то с этим местом придется разбираться дальше.

Таким способом между всеми участками последовательно делается замер, определяется место обрыва. Не забываем про термореле. Оно в холодном состоянии всегда должно иметь замкнутый силовой контакт.

Если электротриммер подвергался разборке посторонним человеком и не работает, то имеет смысл полностью оценить правильность монтажа электрической схемы.

Как проверить исправность электродвигателя на триммере

Работа проводится в два этапа:

  1. внешний осмотр;
  2. электрические замеры.

На что обращать внимание при внешнем осмотре

Самым проблемным местом обычно бывает щеточно-коллекторный узел и подшипники В идеальном состоянии пластины коллекторного механизма должны сверкать чистотой и быть отполированными, щетки целыми и ровными, а подшипники легко вращаться без люфта.

Показанное на фото ниже небольшое загрязнения угольной пылью от щеток считается рабочим и вполне допустимо.

Щеточный узел

Такой нагар при профилактическом осмотре желательно смыть этиловым спиртом, одеколоном или даже простой водкой. После этого медные пластинки протирают чистой ветошью, обращая внимание на отсутствие забоин, трещин, царапин.

Ниже показываю изношенные коллекторные пластины, поврежденные плохим прилеганием щеток вследствие большого их износа или ослаблением пружин.

Коллекторные пластины

Такой коллектор при работе создает постоянное искрообразование или даже круговой огонь по всей поверхности окружности.

Круговой огонь на коллекторе

Подобное состояние допускать нельзя.

Как выполнить электрические замеры

У меня на сайте отдельной статьей подробно расписана проверка любого электродвигателя мультиметром. В ее конце рассказываю о трех методиках проверки коллекторных двигателей.

Ниже же привожу две картинки оценки состояния сопротивления ротора мультиметром и косвенным методом измерения. Технология их проверки изложена в той же статье.

Ротор коллекторного двигателя

Кроме обмотки ротора может возникнуть повреждение на статоре. Способ выявления описан там же.

Косвенное измерение сопротивления

При перегреве обмоток из-за повышенных нагрузок возможно повреждение изоляции и возникновение межвитковых замыканий. В этой ситуации двигатель не сможет развивать обороты при номинальной мощности.

Такую проверку проводят под нагрузкой или снятием вольтамперной характеристики, что не так просто сделать в домашних условиях не подготовленному человеку.

Владелец видеоролика Elektromaster BY подробно показывает проверку якоря и статора в домашних условиях.

Ремонт поврежденного электродвигателя начинающему мастеру вряд ли по силам, а по стоимости он примерно равноценен приобретению только что выпущенного на заводе.

В отдельных случаях при обнаружении подобной поломки бывает экономически выгоднее даже приобрести новый триммер с более подходящими техническими характеристиками.

Как проявляются типичные механические дефекты и способы их устранения своими руками

На электротриммере чаще всего возникают следующие повреждения кинематической схемы:

  1. клинят или разбалтываются подшипники электродвигателя;
  2. спутывается или обрывается леска вследствие неправильной намотки на катушку;
  3. не передается вращающий момент от двигателя на косильную головку;
  4. расплавляется пластмассовый корпус и отдельные детали при перегреве из-за повышенных нагрузок;
  5. создается усиленная вибрация вращающейся головки, затрудняющая косьбу.

Разберу их чуть подробнее.

Как просто проверить работу подшипников

Достаточно повращать внешнюю обойму относительно вала и сразу тактильными ощущениями пальцев оценить плавность их работы, состояние люфтов.

Проверка подшипника

Разбитые и изношенные подшипники необходимо заменить. Не забываем при необходимости обновить смазку: удалить струю и нанести новую.

Как предотвратить неисправности косильной головки, связанные с совершением типичных ошибок домашними «умельцами»

Триммерные головки создаются тремя видами конструкций, подразумевающими выдачу лески одним из способов:

  • вручную;
  • полуавтоматически;
  • автоматически.

На подавляющем количестве изделий используется полуавтоматическая подача лески. Она же допускает ручной режим регулировки длины режущего участка.

Большое количество поломок связано с нарушением правил эксплуатации, рекомендованных производителем, когда триммер начинает работать за пределами своих возможностей. К ним относятся:

  • значительное превышение диаметра режущей лески, ведущее к повышенной нагрузке на двигатель, промежуточные валы, редуктор и механические детали головки;
  • установка самодельных ножей или цепей вместо штатных конструкций;
  • неправильная намотка лески.
Вечная леска для триммера

Вот такие самоделки наподобие «вечной лески для триммера» не только повреждают кинематику газонокосилки, но и травмируют людей, причиняя вред их здоровью. Не советую этим заниматься. Никакой экономии здесь нет.

Как просто намотать леску на шпулю

Обычно этот вопрос вызывает затруднения у новичков. Специально для такого случая смотрите видео.

Двигатель работает, а косильная головка не вращается: в чем причина

Поломка связана с прекращением передачи крутящего момента двигателя на рабочий орган. Дефект может возникнуть в любом месте передаточного звена. Чаще всего в моделях с редуктором причина кроется в износе рабочих граней шестерни.

Износ шестерни

Причем если износились зубья на одной, то менять надо сразу обе, ибо вторая тоже пострадала.

Неисправности шестерен редукторов чаще всего возникают после пропадания в них смазки, на что, кстати, обращает внимание каждый производитель.

Дело в том, что конструкция корпуса редукторов триммера не делается полностью герметичной. Иначе его стоимость сильно возрастет. Шестеренки всегда должны работать в смазке, а она расходуется. Если ее не пополнять, то поломки неизбежны, что и происходит довольно часто.

У более дешевых конструкций без редуктора шпуля катушки своим донышком закреплена через пластмассовую втулку к валу. При постоянных нагрузках происходит нагрев пластика, а в процессе эксплуатации втулка изнашивается, головка начинает болтаться.

При достижении критического значения люфта втулка подлежит замене.

Почему может сильно нагреваться нижняя часть составной штанги

Причиной повышения температуры в этом месте может быть только сильное трение вращающихся частей о неподвижные детали. Другим словами — пружинный вал плотно прижимается к стенкам пластиковой вставки. (Смотри выше фото деталей составной штанги).

Это приводит к расплавлению пластика вплоть до повреждения втулки и образованию из него сплошного комка, проникающего в витки вала.

Расплавление пластиковой втулки

При охлаждении на воздухе создается монолитная конструкция, которая может заблокировать вращение и даже заклинить двигатель.

Вращающийся пружинный вал штанги должен всегда работать в среде смазки. Его необходимо регулярно смазывать.

Своевременно выполняйте профилактические осмотры и работы.

К чему приводит перегрев корпуса

Владельцы легких триммеров часто пользуются своими косилками на пределе их возможностей, а то и создают им недопустимые условия эксплуатации. Итогом такого отношения имеем перегоревший электродвигатель и расплавленный пластик корпуса.

Расплавленная пластмасса

Подобные дефекты своим руками не устраняются и требуют полной замены, что сопоставимо по цене покупки нового агрегата.

Почему возникает повышенная вибрация и как от нее избавиться

Мы понимаем, что любая хорошо сбалансированная деталь относительно оси вращения не создает вибрацию. Биения же возникают там, где нарушен заводской баланс или имеется брак.

Косильная головка обладает довольно большой массой. Поэтому она часто бывает причиной повышенных вибраций, но в каждом случае необходимо изучать этот вопрос на конкретной конструкции.

Своим опытом устранения подобного дефекта на электрокосе Tekhmann DCE-2014B делится владелец коротенького видеоролика MasterLom. Его наработки и идеи могут пригодиться вам в устранении вибраций. Рекомендую посмотреть.

Однако вибрацию может создавать и отсутствие смазки на пружинном валу при его вращении за счет трения о стенки составной штанги. Учтите этот вопрос тоже.

Заканчивая изложение материала отмечаю, что постарался рассказать все, что знаю про ремонт электротриммера своими руками. Опыт его эксплуатации превышает пять лет.

Если же вы встречали и другие дефекты или знаете более эффективные способы их устранения, то отпишите в комментариях. Ваши знания будут полезны другим читателям моего блога электрика.

Рейтинг статьи

Просмотров страницы: 54019

Комментарии 37

  • на фото видно желтую коробочку резистор, один конец на выключателе, а второй я случайно оторвал и не могу найти откуда. Подскажите откуда второй конец?

    • Здравствуйте, Виталий. Ваше фото бы посмотреть, тогда бы я точнее ответил. А так мне не совсем понятно. о каком резисторе вы речь ведете. У меня от одного контакта вилки провод идет через клеммник на выключатель, с него выходит на контакт термореле (биметалл), и дальше на обмотку двигателя.

  • вот фото:

    фото 1
    фото 2

    upd: скорректировано администратором

    • Виталий, были проблемы с интернетом и просмотром фото, извини за задержку. Это конденсатор, а не резистор. Его емкость 0,33 mF свидетельствует о том, что он служит для устранения искр на коллекторе. Смотри второй конец на обратной стороне нагрузки. Его подключают параллельно ей. Без него движок тоже будет работать, но хуже и быстрее выйдет из строя.

  • Спасибо Алексей, «… на обратной стороне нагрузки.» Нагрузка это где? провод то куда подсоединить? просто я уже с микроскопом все осмотрел, нет нигде остатков оторванного провода.

    • Виталий, а не выдернул ли ты провод случайно из клеммника, который был слабо зажат? Нагрузкой является сам коллекторный двигатель. Параллельно ему и ставят искрогасящий конденсатор. Он уменьшает разряды, протекающие между щеткой и коллекторными пластинами при вращении якоря. Извини, что не пояснил это сразу. В общем, второй конец от кондера где-то с обратной стороны двигателя.

  • Я проверил все клеммники и срезал все термоусадки с клемм, но нигде даже намёка нет. Т.е. припаиваю к контакту который идёт на обмотку двигателя? А как проверить правильно ли я припаял его? запустить двигатель без него, а потом с ним и оценить количество искр?

  • проверил, вроде как искр стало меньше, но появилась новая проблема, теперь двигатель работает с провалами, т.е. кнопку держу, а двигатель крутит так, как будто контакт пропадает на разные промежутки времени в интервале от 0,1 до 0,5 сек.

    • Виталий, надо разбираться. Попробуй еще раз работу с конденсатором и без него. Замерь заодно номинал этого конденсатора. Соответствует ли его величина маркировке.

  • Без него нормально крутит нет прерывания, может на другой контакт обмотки припаять, но тогда получится, что один контакт конденсатора идет с кнопки т.е. фаза, а второй контакт пойдет на обмотку, которая напрямую соединена с нулём, грубо говоря конденсатор засунуть в розетку 220В обоими концами.

    • Попробуй второй вариант. Если не получится нормальной работы, то не подключай этой кондер вообще. Возможно его номинал не подобран. У меня триммер послабее. Так на на нем такого конденсатора, да и на дрели тоже нет. Отпиши что получится: мне интересно.

  • Припаял на другой контакт, т.е. один на фазу, другой на ноль, нормально заработал, как обратно соберу и скошу соток 10 будет понятно, верно собрал или нет.

  • Всё нормально, косит хорошо. Премного благодарен Алексей.

  • При включении, вырубает автомат

    • Исправен ли этот автомат и проводка, Александр?
      Если автомат и проводка исправны (проверить можно на другой нагрузке, например, чайник, утюг…), то причиной отключения будет короткое замыкание или перегрузка, создаваемые внутри электротриммера или удлинителя. Проверяйте последовательно.

  • Добрый день!
    У меня электро-тример huter, стал выключатся через пять минут покоса, затем через некоторое время снова работает, но уже выключается через минуту. Сначала грешил на кнопку, с ней все в порядке (пробовал на прямую без нее), затем думал щетки, но тоже исключил, так как щетки новые поставил. Подскажите в чем может быть проблема? Спасибо!

    • Дмитрий, вопрос упирается в плохой электрический контакт. А вот где он нарушен надо искать на месте. Проверяйте все провода и места их соединения, включая удлинитель. Обращайте внимания на то, что подвергается вибрациям от косьбы. Оцените тепловое реле. Удачи!

  • где расположено термореле? На статоре?укажите подробнее пожалуйста.

    • Дык на шестой по порядку сверху фотографии (Двигатель электротриммера) термореле хорошо видно. Оно закреплено сверху статорной обмотки — небольшой белый параллелепипед.

  • здравствуйте может ли не работать двигатель иза неисправного термореле или щеток , движок не гудит и не крутится якорь ?

    • Здравствуйте, Виталий.
      Вал электротриммера с леской или ножами раскручивает двигатель. Его вращение обеспечивается похождением электрического тока по цепям статорной обмотки. Разорванные контакты термореле или неплотно прилегающие щетки разрывают цепь прохождения тока и исключают вращение ротора. Проверьте все контактные соединения в цепи протекания тока. Также обратите внимание не выключатель и удлинитель. Именно они чаще всего бывают причиной неисправности.

  • Здравствуйте! Сломался триммер, двигатель работает, а кутушка не крутится. Подскажите, пожалуйста с чего начинать выявлять причину? Разобрать нижний узел где катушка или с двигателя начинать, или сразу весь триммер разобрать?

    • Здравствуйте, Татьяна.
      Если двигатель работает, а крутящий момент не передается на исполнительный орган, то искать неисправность надо между ними. Разборку проводите с фотоаппаратом, все этапы снимайте для памяти. Проще будет собирать.
      Для начала снимите крышку с корпуса двигателя. Посмотрите крепление вала, как он вращается от двигателя. Ротор можно повращать рукой. Потом посмотрите обратную сторону вала: как передается вращение на косильную головку. Особых трудностей в этом вопросе не вижу. Будут вопросы — присылайте фото. По ним подскажу.

  • Добрый вечер, Алексей! Спасибо за ответ! Разобрали нижнюю часть, сняли редуктор, из трубки вывалились какие-то кусочки, думаю это вставка, соединили без неë, всë заработало, но сильная вибрация. Посмотрела в интернет-магазинах запчастей такую вставку, нигде нет. Чем-нибудь можно такую вставку заменить? Извините, не знаю как прикрепить фото.

    • Татьяна, у вас развалился подшипник скольжения. Его можно заказать у токаря. Файлы с фото высылайте на почту: раздел сайта «Обратная связь».

      • Алексей, спасибо! Фото выслала через обратную связь.

        • Татьяна, фото посмотрел. Проблему надо решать. С вибрацией работать нельзя: будет большая усталость и неисправность разовьется дальше. Поломка подшипника

  • Здравствуйте, Алексей! Проблема с триммером. двигатель работает нормально, обороты набирает хорошо, но катушка вращается медленно независимо от увеличения оборотов двигателя. Частоты вращения катушки не хватает для скашивания.
    Подскажите, пожалуйста, что посмотреть в первую очередь?

    • Здравствуйте, Роман.
      Надо проверить узел передачи крутящего момента от двигателя на косильную головку. В каком-то месте нарушено сочленение ротора движка с валом или вала с катушкой. Придется разбирать корпус двигателя и нижнюю часть штанги со стороны редуктора. Рекомендую делать фото. По ним проще собирать будет. А если пришлете их на почту сайта, то они помогут в аналогичной работе другим людям.

  • Скажите , чем смазывать/набивать для профилактики редуктор возле двигателя, жёсткий вал внутри штанги и редуктор на косильной головке? Спасибо

    • Иван, используйте специальные смазки для этих целей. Они указываются в инструкции по эксплуатации. Обычный солидол и литол не подходят: все эти узлы работают в условиях большого нагрева и передачи высоких нагрузок.

  • Здравствуйте, при использовании триммера начала дымится розетка, в которую была вставлена вилка удлинителя триммера, (другие удлинители так же искрили и дымили) после он перестал вообще запускаться. при разборке были обнаружены почерневшие смд резисторы на плате. думаю заменить плату, но в ней ли только проблема? есть ли смысл менять, если проблема еще в чем то?

    • Здравствуйте, Александр.
      Вначале надо проверить исправность удлинителей. Вставьте в их розетку аналогичную по мощности нагрузку: перфоратор, дрель, электрочайник… Как они себя поведут?
      На триммере стоит обычный коллекторный двигатель с обмотками на статоре и роторе, выключателем, терморегулятором, щетками и коллекторным узлом, проводами. Электронные платы мне не как-то попадались. Скорее всего плата используется для какой-то регулировки… Пришлите ее фото на почту сайта. Неисправность может быть в любом месте. все надо тщательно вызванивать и проверять. Особое внимание — состоянию обмоток статора и ротора, их проверке на отсутствие межвитковых замыканий. Ну и, конечно же, плотность прилегания щеток к коллекторным пластинам…

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.